Автохромные фотографии (1906-1927)

Автохромные снимки начала века – это редчайшие фотографические памятники. Способы их копирования, разработанные братьями Люмьерами, не нашли практического применения, сделав «Автохром» своеобразным дагеротипом цветной фотографии – уникальным изображением, существующем в одном-единственном экземпляре.

Время не щадило ни хрупкой стеклянной основы пластинок, ни сложной фотоэмульсии, которая под действием влаги и воздуха теряла яркость, жухла или совсем гибла, отслаиваясь от основы. Поэтому очень важно выявить и сберечь эти уникальные памятники, донёсшие до нас цвета почти вековой давности.

1907 год – особая дата в истории цветной фотографии, в этот год изобретатели кинематографа братья Огюст и Луи Люмьеры выпустили в продажу свою знаменитую фотопластинку «Автохром», сделав цвет достоянием всех фотолюбителей. Предыстория этого события насчитывала почти полстолетия.

 

 

Технология автохромных снимков.

Автохромные пластинки – фотопластинки с трёхцветным нерегулярным растром, применявшиеся для получения цветных фотографических изображений по аддитивному способу. В автохромных пластинках трёхцветный растр из уложенных в один ряд крахмальных зерен, окрашенных в синий, зеленый и красный цвета, находился между стеклом и светочувствительным галоидосеребряным слоем. При съёмке, которая проводилась на пластинку со стороны стекла, окрашенные частички растра служили зональными цветоделящими светофильтрами. После обработки с обращением экспонированной пластинки получалось цветное позитивное фотографическое изображение в одном экземпляре, состоящее как бы из тёех вложенных друг в друга частичных одноцветных изображений – синего, зелёного и красного. Автохромные пластинки были впервые выпущены фирмой Люмьер во Франции в 1907 году.

 

В 1906 году почти одновременно братья Люмьер и независимо от них Фенлей запатентовали два варианта нового типа цветного растра, состоявшего из маленьких, тесно прилегающих друг к другу кружочков, окрашенных в три основных цвета. Растр братьев Люмьер лег в основу процесса «Автохром», а усовершенствованный растр Фенлея позже был применен в пластинке «Педжет». Получившие широкую известность автохромные пластинки производились французской фирмой Люмьер в Лионе. Специально изготовленные и окрашенные оранжево-красные, зеленые и сине-фиолетовые зерна картофельного крахмала одинаковой величины тщательно смешивались в следующей пропорции: оранжево-красных – 3 части, зеленых – 4, сине-фиолетовых – 2. Диаметр зерна был равен приблизительно 0, 01 мм. На пластинку 13x18 см приходилось до 200 млн. таких зерен.

 

Окрашенные крахмальные зёрна просеивали из сита на стеклянную пластинку, покрытую специально подобранным клеем, и прикатывали к ней. При этом было важно, чтобы не образовывались скопления одинаково окрашенных зерен и чтобы отдельные зерна не накладывались друг на друга. Небольшие промежутки между зернами заполнялись угольной сажей. Для создания водонепроницаемости этот слой покрывался лаком и затем поливался панхроматической фотоэмульсией. При съёмке пластинка поворачивается к объективу стеклянной стороной, и лучи света, прежде чем упасть на фотографический слой, должны были пройти через слой крахмальных зерен. Кроме того, при съёмке на автохромную пластинку необходимо было пользоваться специальным жёлтым светофильтром. Проходя через фильтр и растр, световой поток ослаблялся настолько, что по Ваткинсу, чувствительность в зависимости от источника света составляла Г-3°, т. е. почти в 60 раз ниже, чем у обычных фотопластинок с эмульсией той же чувствительности. Однако при ярком солнечном свете и диафрагме 4, 5 на «Автохром» можно было снимать с выдержкой всего около 2 секунд. Этого было вполне достаточно для пейзажной, портретной, архитектурной и репродукционной съёмки. Неудобства, связанные с низкой чувствительностью, искупались высоким качеством и простотой обработки пластинок.

 

Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках был достаточно прост. Представим, что мы снимаем объект, соответствующий по цвету зелёному крахмальному зерну. Значит, свет попадает на фотоэмульсию только за зелеными зернами крахмала, а красные и синие его не пропускают. В месте засветки после проявления пластинки в обычном черно-белом проявителе появятся черные точки. Если рассматривать негатив на просвет, зеленого цвета не будет видно. Свет сможет проходить только сквозь красные и синие зерна, создавая цветное негативное изображение объекта в дополнительных цветах. В результате последующего обращения негатива получается позитивное изображение, через которое могут проходить только зелёные лучи, а позади красного и синего крахмальных зерен образуется непрозрачный серебряный осадок. Теперь предмет виден в натуральном цвете.

 

При передаче дополнительных цветов используется тот же механизм, а яркость и насыщенность цветов воспроизводятся за счет большей или меньшей насыщенности (прозрачности) образующихся позади зерен растра прочернений. Существует мнение, что пластинки с цветным растром обладали тем недостатком, что с них нельзя было делать копий, т. е. надо было снимать столько раз, сколько желательно иметь позитивов. Но это не так. Братья Люмьер разработали специальный копировальный ящик, в котором с помощью солнечного света на автохромных пластинках удавалось получать отличные копии снимков с цветным растром. Был разработан и другой способ – отфиксированную автохромную пластинку после первого проявления использовали как цветной негатив, печатая позитивы с однократным проявлением. Более серьёзным недостатком была низкая чувствительность «Автохрома». Чтобы исправить его, были предприняты попытки снизить плотность растра, заменив крахмал мельчайшими каплями смолы, заполняющими поверхность пластинки без промежутков, или просто создав пластинку с отдельным растром. Это позволило повысить чувствительность почти в два раза, но проблемы не решило.

 

Братья Люмьер, продолжая совершенствовать свой растр, параллельно сумели создать методику съёмки на «Автохром» со вспышкой, разработав специальные светофильтры и горящие смеси. Это помогло «Автохрому» надолго стать признанным лидером в области цветной фотографии. В 1928 году А. М. Донде писал: «Трудно предусмотреть сейчас, на каком пути лежит усовершенствование способов цветной фотографии, но можно убежденно сказать, что автохромный процесс Люмьера решил вопрос в размере, совершенно достаточном для научной работы, для фотографирования в путешествии с научной целью и притом способом, вполне простым и удобным для работы фотографа-любителя и, вообще, настолько общедоступным, что получение цветного снимка немногим труднее получения обыкновенного негатива».

 

Уже в 1907-1908гг. способ братьев Люмьер завоевал широкое признание среди профессионалов и фотолюбителей. Несмотря на высокую стоимость фотопластинок, началось массовое увлечение цветной фотографией. Автохромные снимки, исполненные ведущими фотохудожниками, появились на Международных фотографических выставках и в печати.

 

Ещё одной областью, где нашли применение цветные автохромные пластинки, стала стереоскопическая фотография. При рассматривании стереоскопических цветных растровых снимков сквозь линзы стереоскопа зернистая растровая структура двух изображений сливалась и исчезала, оставляя лишь цветовые блики на белых местах снимка. Это позволяло уменьшить формат снимка, сохраняя все мельчайшие цветовые пятна объекта.

 

Почему же этот простой и достаточно качественный метод оказался тупиковым на пути развития цветной фотографии? Ведь практически все крупнейшие фирмы вслед за «Автохромом» создали свои растровые цвето-фотографические материалы («Педжет», «Агфа», «Дюфейколор», «Кодаколор»). Конечно, одной из причин была низкая чувствительность этих материалов, но более серьёзной проблемой стала зернистость изображения. Общая тенденция в фотографии к уменьшению формата кадра потребовала создания цветных материалов с высокой разрешающей способностью. А возможность уменьшения зёрен растра имела свой предел. На смену господствовавшей более четверти века растровой фотографии пришла новая технология, основанная на применении многослойных фотоэмульсий, развитие которых продолжается и сегодня.

 

Коллекции автохромов.

В России съёмкой по методу «Автохром» сразу же заинтересовались многие фотографы. Устроенная в 1908 году Московским художественно-фотографическим обществом международная фотовыставка выявила сразу нескольких приверженцев новейшей технологии. Среди них особо отмечены автохромы Константина Солодовникова, Иннокентия Щёголева и председатель Вятского фотографического общества В. Беркштекер. Однако наиболее масштабный проект автохромной документалистики состоялся во Франции.

 

Между 1909 и 1931 годами французским банкиром Альбером Каном была собрана коллекция из 72 000 автохромов, дающих представление о жизни в то время в 50 странах мира – «Архив планеты». Коллекция, одна из крупнейших в своем роде в мире, находится в музея Альбера Кана в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (департамент О-де-Сен). Новая компиляция изображений из коллекции Альбера Кана была опубликована в 2008 году.

 

Национальное географическое общество собирало автохромы и другие цветные фотографии на протяжении более двадцати лет. Многие тысячи оригинальных пластин автохромов до сих пор сохранились в архивах Общества.

 

В Библиотеке Конгресса США хранится огромная коллекция работ американского фотохудожника и фотографа Арнольда Генте из 384 пластин его автохромов по состоянию на 1955 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

Автохром.

http://zabort.ru/blog/retro/14331.html

Категория: Словарь филокартиста | Добавил: grussrus (29.07.2018)
Просмотров: 1397 | Теги: 1906-1927, автогхромные фотографии, История фотографии, цветная фотография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar