Сердце сердцу весть подаёт

История русской иллюстрированной открытки в 1994 году перешла столетний рубеж. 19 октября 1894 года министр внутренних дел генерал-адъютант С. М. Тимашев, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал распоряжение, разрешающее пересылать по почте открытые письма на бланках частного изготовления.

Отметим, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России с 1 января 1872 года, причём право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. В соответствии с распоряжением от 19 октября 1894 года почтовый департамент терял монопольное право на выпуск немаркированных бланков для открытых писем – кроме стандартных бланков, выпускавшихся почтовым ведомством, бланки с иллюстрациями было разрешено выпускать частным издателям. При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных открыток почтового департамента (образец 1886 года). Это разрешение было дано в ответ на многочисленные просьбы русских предпринимателей, которые обращали внимание правительства на то, что в западноевропейских странах иллюстрированные открытки уже прочно вошли в почтовое обращение, а в России их выпуск искусственно сдерживался.

Первые русские иллюстрированные открытки, появившиеся в 1894-1895 годах, были видовыми. Они представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». На рубеже XIX и XX столетий выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Всё более разнообразной становилась их тематика. Кроме открыток с видами городов и местностей появляются открытки с изображением типов населения России, поздравительные, рекламные, юмористические и другие.

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестёр милосердия. Как сообщалось в предисловии к пятому изданию каталога открытых писем Общины св. Евгении (1911), которая была одним из крупнейших издателей открыток в России, в первые годы издательской деятельности общины открытки выпускались только к рождественским и пасхальным праздникам.

К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Серия открывалась открыткой известной в то время художницы, мастера силуэтного рисунка Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914) – «Сердце сердцу весть подает». В серию входили также «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко.

Тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров. Открытки быстро раскупались, и тираж был повторён.

Слова «Сердце сердцу весть подает» очень метко отразили драгоценную функцию открытого письма, которое на рубеже веков начало прочно входить в русский быт. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Стало традицией отправлять поздравительные открытки к празднику Рождества, к Новому году, к празднику Пасхи, ко дню Ангела.

Хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря, был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки подчас использовались для новогодних поздравлений.

Возник ряд издательств, выпускавших разнообразные по сюжетам и по способу изготовления праздничные открытки.

Наиболее крупные издательства выпускали каталоги открыток, которые давно стали библиографической редкостью. В каталоге издательства «Рассвет», к примеру, перечислены следующие виды рождественских открыток: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Особо выделена серия в русском стиле по рисункам русских художников: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращён. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.

Первые советские поздравительные открытки были изданы к Новому, 1942 году, и их регулярный выпуск продолжался до конца войны. Массовый же выпуск поздравительных новогодних открыток возобновился в 1953 году.

 

Михаил Забочень

Статья перепечатана из газеты «Правда» №29 от 29 декабря 1995 г. - 5 января 1996 г.



Источник: http://amnesia.pavelbers.com/The%20postcard.htm
Категория: Филокартистам | Добавил: grussrus (14.07.2018)
Просмотров: 751 | Теги: рождественские открытки, Михаи Забочень | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar